новости

мероприятия

путевки

секции

статьи

фотоальбом

о клубе

 

На исходную

 

Выводы и рекомендации

 

Река ОЯТЬ

 

Состав группы :                 4 человека.

Средства сплава :              1 надувной каяк «Raftmaster»;

                                                1 Байдарка «Таймень-2»;

                                                1 КНБ.

Время проведения:           20-25 апреля 2004 г.

Район путешествия:          восток Ленинградской области, Вепсовская возвышенность. Высота ≈200 м. над уровнем моря.

 

 

Этот район, мы выбрали еще много лет назад. Просто не было возможности или подходящих условий. То вода быстро спадет, то зима малоснежная. Подавляющее большинство туристов стараются уложиться в майские праздники, но у нас так не получалось, поэтому время похода выпало на 20-25 апреля 2004 г.

Зима в этом году удалась снежная, реки вскрылись «по расписанию».

Сама по себе Оять – широкая водная артерия. По ней несколько десятков лет назад сплавляли лес, о чем говорят заброшенные лесосеки, склады, гнилые бревна по берегам. Потом молевой сплав запретили.

Большинство описаний рекомендуют начать маршрут от ст. Подпорожье на берегу реки Свирь. Это на полпути между п. Чудово и Петрозаводском. Мы сделали также.

От ст. Подпорожье ( прибытие из Москвы ≈ 7 часов утра.) до атостанции ходит автобус с интервалом ≈ 40 мин. Билет – 10 руб. Возможны частники и такси.

Подпорожье – небольшой город на берегу реки Свирь. ГЭС, несколько улиц и магазинов. Карта – буклет – 10 руб. на автостанции.

В район начала сплава (п. Курба) можно заброситься только на такси или на частнике, но лучше первый вариант, т.к. по деньгам одинаково, и все машины радиофицированы. Если поломка – помощь придёт.

Такое понятие, как регулярное автобусное сообщение, отсутствует напрочь. Т.е. автобусы в принципе есть, но ходят не туда, не вовремя или вообще в другую сторону.

Если большая группа (более 6 чел.) – лучше заранее заказать ГАЗЕЛЬ или автобус. (телефон прилагается в конце).

Официально – у таксистов багажников нет, но это Россия. Всё решаемо на месте.

Хоть и Ленинградская область, а всё ж таки тайга и полная глухомань.

Дорога до п. Курба имеет протяжённость примерно 160 км. Сначала асфальт до п. Озёры, далее грунтовка типа «глина-шлак». Ехать ≈ 1,5 часа. На грунтовке несколько «сложных» мест, где можно надеяться только на мастерство водителя.

Посёлок Курба – удобное место для начала водной части. Можно ехать и далее до группы деревень под общим названием Фёдоровское, но там возможны ледяные заторы в узких местах и добавится 10 - 15 км. плёса. К тому же озёра в верховьях Ояти могут быть подо льдом. Впрочем, если у группы есть время – то места очень красивые.

Мы приехали – везде лежал снег, но было не холодно. Один берег реки под снегом; другой солнечный – уже сухой. Стапелились на проталине возле большой водокачки.

В посёлке, как обычно : развалины, пьянь, натуральное хозяйство. Основное занятие – заготовка дров. Но т.к. местный лесосклад совсем рядом, то всё упрощается.

Ширина реки 10 -15 метров. Дополнительное препятствие – айсберги и льдины. Впрочем, на солнце ледяная каша быстро исчезает.

 

Удобно уезжать из Москвы вечером, т.к. к полудню группа может быть уже на воде.

 

Первые препятствия через 10 минут сплава – перекаты, шиверы сразу за лесоскладом ≈ 1.5 км. от деревни. Предельное внимание, река сужается и становится «весёлой». Всё по основной струе. Слева приток – Верхняя Курба. До п. Шондовичи сплошная цепь шивер. Слева приток – Нижняя Курба. Количество мелких порогов зависит от уровня воды. Детально я их не помню. Всё по основной струе.

Перед группой деревень с общим названием Озёры река успокаивается. Длинный плёс, мост. Долго, 2-2,5 часа, спокойный сплав, уже почти расслабишься, как вдруг – порог с высотой вала до 1,5 метра. Видимо, это остатки какой-то мельницы или плотины.

Река опять «понесла». И так до посёлка Кармановская. Мост в конце – хороший ориентир. Вообще на всём протяжении реки есть удобные места для ночлега; даже для большой группы в 4-6 судов и более.

И до посёлков, и после них. Населённые пункты есть, но мало. И производят они унылое впечатление. Их надо скорее проходить и не задерживаться. Лучше в лесу.

После Камановской справа приток Капшручей и цепь порогов, мощных шивер, высота валов 1,5 м. и более. А главное, долго. Хороший адреналин.

В разных описаниях говорится, что после впадения р. Сондала характер Ояти не меняется. Это действительно так. Шиверы сменяют друг друга вплоть до впадения р. Тукша.

После устья Тукши начинается пос. Винницы. Так что если группа движется дальше, нужно планировать ночёвку до Тукши. Мы «влетели» практически в огороды по берегам и какие-то строения. Ночевали на высоком правом берегу, затаскивая суда на 10-15 м. вверх.

Посёлок Винницы довольно цивилизованный. Несколько магазинов, почта, монастырь, парикмахерские и даже МЧС. Есть даже автобусная станция, но расписание было упомянуто выше.

Каждый день в 900 утра ходит автобус до Питера. Но опять-таки вопросов больше, чем ответов : как взять на него билеты – если кассир живёт на другом конце деревни? Сколько народу желающих? Посадят ли с байдаркой? Он в 18 00 прибывает из Питера, и водитель местный ночует здесь же. Не факт, что проснётся, особенно в Первомай. И т.д. и т.п.

Мы прибыли в Винницы днём 24 апреля в надежде уехать в Москву.

Далее сплав примерно следующий – 40 км. плёса, небольшой порог, опять 10-15 км. плёс, порог и так до Алёховщины. Если у группы есть время, то возможен и такой вариант. Судя по всему, от Алёховщины уехать проще и всё равно в какую сторону. Дороги идут в Тихвин, Лодейское поле, Волховстрой и т.д.

У нас изначально была цель дойти именно так, но потом передумали.

Участок Курба-Винницы – 3 полных сплавных дня! Без поломок, естественно. Быстрее идти, смысла нет, т.к. помимо спортивной составляющей есть ещё и эстетическая.

3 ночёвки как минимум. Несмотря на небольшой километраж, река сильно петляет, и это необходимо учитывать.

Радует что не было обносов, и мы не задерживались в населённых пунктах.

В п. Винницы выброска следующая : у моста через Оять есть магазин. В нём телефон – вызываем такси из Подпорожья. Мобильная связь может не работать. Тариф – 850 рубей за машину. Багажников, естественно, нет. Мы уместились в две легковушки.

Такое понятие, как «подхалтурить», у местных водителей отсутствует. Видимо, и так много денег получают.

На протяжении ≈ 100 км. от Подпорожья идёт та же самая дорога, по которой мы ехали 21 апреля. Места очень красивые – поросшие тайгой холмы, быстрые реки и ручьи, озёра подо льдом…

От ст. Подпорожье поезда в Москву следуют вечером в ≈ 21-23 часа, точно не помню. Это удобно для тех, кому утром на работу. Прибытие в Москву ≈ 6-8 утра.

 

В заключение вывод и рекомендации.

 

Река подходит для короткого первомайского сплава; проходима даже в летние месяцы, только не в засуху. Интересна в спортивном отношении, лучше на байдарках или однотипных судах.

Транспортная составляющая – наиболее затратная, её лучше продумать заранее в зависимости от количества участников.

Наверняка, в это время на реке не одна группа, а несколько.

 

Тел. в Подпорожье мест. 004 или 2-11-53

Круглосут. Диспетчер. Заказ такси.

Заказ автобусов:         2-09-41

Диспетчер:                   2-23-08

 

P.S.  Интересен также вариант связки двух рек – Сондала и Оять. 4-5 дней. Сондала в половодье сплавная река шириной 10 м. и каньоном. Заброска из Кармановской в верховье до Капшозера.

 

 

 

 

 

На главную  |  Новости  |  Мероприятия  |  Путевки  |  Секции  |  Походы  |  Фотоальбом  |  О клубе

Вопросы, замечания и предложения по работе сайта


ТурЭкоЦентр   «ГЛОБУС»,   1957-2004  г.г.

тел.\факс (095) 446-08-05         E-mail: globustourclub@narod.ru

 

 

Используются технологии uCoz